Первые упоминания танца под названием "slow drag" относятся к концу 19-го века, времени раннего рэгтайма. Композиторами, сочинявшими рэгтайм, были написаны для этого танца некоторые произведения, содержащие в названии слово "drag" - это тоже был рэгтайм, но относительно медленный. Одним из известнейших композиторов того времени был Скотт Джоплин, сочинивший среди прочего композицию "Sunflower slow drag", и вот самое медленное исполнение данного произведения из найденных:
Очевидно, изначально slow drag ничего общего с блюзом не имел. Разве что он относится, как и блюз, к афроамериканской культуре.
Что же представлял из себя slow drag? Вот пара свидетельств современников - воспоминания о начале 20-го века:
- Темнокожий корнетист Чарли Лав рассказывал, что, когда он играл для несветской публики, slow drag был одним из любимых танцев: "Slow drag танцевали по всей Луизиане. Танцующие висли друг на друге и ёрзали назад-вперёд на одном месте всю ночь".
- Блюзовая певица Кут Грант: "Танцевали всё. Конечно, я помню slow drag, он был очень популярен: висли друг на друге и еле двигались".
Slow drag танцевали несколько медленнее, чем другие танцы, и ещё медленнее перемещались по танцполу, потому что делали drag, т.е. одной ногой шагали, а вторую подтаскивали к первой. Бёдра при этом должны двигаться свободно.
В 1910 году Скотт Джоплин написал оперу "Тримониша". Действие этой оперы разворачивается в среде американских негров, и в ней отражаются особенности афроамериканской культуры. В частности, последний музыкальный номер оперы называется "A Real Slow Drag" - звучит неспешная песня, под которую танцуют все актёры. К сожалению, "Тримониша" не была поставлена при жизни Джоплина. В современной постановке финальный номер сделали более зрелищным, добавив к slow drag хореографию, как в варьете, но всё же отличительные черты данного танца подметить можно:
В 1929 году Бродвей увидел шоу "Harlem", которое давало возможность белой публике погрузиться в мир чёрных трущоб. Обозреватели наперебой заговорили об "испепеляющем" (sizzling) танце - о slow drag, который танцевали в сценах вечеринок. В отличие от многих других постановок, в "Harlem" показали настоящий социальный танец. Многие критиковали slow drag, называя его слишком откровенным, развратным, и даже говорили, что полиция должна это пресечь. Однако Ричард Локридж, журналист "New York Sun", написал следующее: "Актёры, похоже, забывают, что они выступают на сцене, и отдаются ритму - медленному, глубоко прочувствованному ритму, который негры принесли белым, но белый человек, хоть и может попытаться, остаётся слишком застенчивым, чтобы принять это. Парни и девушки на сцене первобытны и не застенчивы. Они потрясающе непосредственны". Далее, правда, следовали настораживающие слова: "Мужчины и женщины, которые так танцуют, обладают силой для проявления жестокости". Сценарист Wallace Thurman в дискуссии о танцах написал следующее: "Что сейчас всем интересно, так это то, будет ли негритянское сообщество продолжать молчаливо делать взносы в современный американский танец".
В то же время пианист Бастер Пикенс так говорил о социальном аспекте этого танца: "Повсюду на дорогах Санта Фе [в США есть много Santa Fe, поэтому неизвестно, какой имеется в виду] были кабаки... Танцевали всю ночь напролёт... Это были простые рабочие... Могли занимать две комнаты или большое помещение... Музыка замедлялась, звучал тоскливый грязный блюз и они танцевали slow drag".
Да-да, в словах Бастера Пикенса прозвучало, наконец, заветное "блюз". В конце 20-х годов 20-го века рэгтайм постепенно уступил место джазу, а на стыке джаза и блюза возник жанр, который теперь называют водевильным блюзом или классическим женским блюзом (наверное, самой известной исполнительницей в этом жанре является Бесси Смит). Неприхотливый танец slow drag начали танцевать под новую музыку и ещё медленнее (точнее, теперь уж действительно медленно). Здесь как раз slow drag пересёкся с блюзом, и неудивительно, что в наше время, вспомнив о Бесси Смит, Билли Холидей и других прекрасных чёрных певицах, снова начали танцевать slow drag, зачастую ошибочно называя этот танец блюзом. На крупнейшем европейском фестивале свинговых танцев в Херранге восстановили справедливость, переименовав еженедельное мероприятие blues night в slow drag night, т.к. оно ориентируется не на блюз в целом, а на очень медленный танец. И в данном случае его танцуют, как и в 30-е годы прошлого века, преимущественно под классический женский блюз. Если же не ставить жанровых рамок, то slow drag в наше время можно танцевать, например, под рок-баллады в исполнении группы "Metallica", и это будет точно такой же slow drag.
Важные замечания:
- Slow drag и drag blues - это разные танцы.
- Slow drag - это название движения в современном блюзе, которое совсем не обязательно танцевать в близкой позиции, и именно это движение несколько раз повторяет солистка в начале видеозаписи выше (на слове "drag")